По данным Статистического центра Ирана, в июле года средняя инфляция за последние 12 месяцев достигла 40,4%. Это самый высокий уровень за 23 года. Он намного выше пикового уровня в 36,2%, зафиксированного в октябре 2013 года до заключения ядерной сделки. Foundation for Defense of Democracies в материале Inflation in Iran Reaches 23-year Peak отмечает, что будет ли инфляция расти дальше, зависит от ряда факторов, включая реальный обменный курс, доступ Ирана к твердой валюте, экспорт страны, стабильность ее финансовой системы и способность властей импортировать основные потребительские товары и средства производства.
С апреля 2018 года средняя годовая инфляция в Иране стабильно росла с 8% до 40,4% в июле 2019 года. Подобный уровень не наблюдался с июля 1996 года, когда средний годовой уровень инфляции в Иране достиг 39,5%. Тем не менее исторический рекорд страны на уровне 50,9% был зафиксирован январе 1996 года, когда корректирующая политика президента Акбара Хашеми Рафсанджани спровоцировала скачок инфляции.
При внимательном изучении других макроэкономических переменных становится очевидно, что инфляция может превысить текущий уровень в 40,4%. Ежемесячные данные с мая по июль 2019 года дают основания предполагать, что может произойти еще одна волна инфляции.
Другие макроэкономические события также рисуют мрачное будущее для Тегерана. С мая 2019 года, когда США отменили все освобождения для импортеров иранской нефти, экспорт энергоносителей из Тегерана значительно сократился, хотя точные цифры пока недоступны.
Второй самый ценный предмет иранского экспорта - продукты нефтехимии, - находящийся под санкциями США с ноября 2018 года, также столкнулся с падением. Между тем ужесточение санкций в отношении иранских банков усложнило для Тегерана получение доходов от экспорта и привело к проблемам с доступом страны к твердой валюте.
В настоящее время Тегеран обдумывает варианты сокращения косвенных субсидий, которые традиционно предоставлялись населению на товары первой необходимости. Правительство также рассматривает возможность установления более высокого обменного курса риала. Оба шага необходимы для долгосрочных структурных реформ в иранской экономике, но в краткосрочной перспективе они могут привести к еще большему росту инфляции, которая и так стремительно усиливается. Что еще хуже, власти вынуждены решать возникшие проблемы во время рецессии. Действительно, сочетание рецессии с высокой инфляцией - страшное явление, известное как ”стагфляция”.
Исламская Республика может задержать экономический спад, используя свои валютные резервы, сокращая расходы на инфраструктуру и обходя санкции настолько, насколько это возможно. Но с течением времени уменьшающиеся валютные резервы и недостаток иностранных и внутренних инвестиций почти наверняка сократят число занятых, ослабят внутренние линии поставок и будут препятствовать импорту потребительских товаров и средств производства. В итоге Тегеран может в очередной раз столкнуться с угрозой финансового краха.
ИРИ не хочет вести переговоры с Вашингтоном, но, по-видимому, это единственный верный способ предотвратить экономическую катастрофу.